Цели:
I. Организационный момент
Проверка д/з (упр.11 - читают продолжение сказки в трёх вариантах).
Сдать тетради.
Число, кл.раб., тема.
II. Словарная работа - Орфоэпическая работа
Слова - на доске. Устная работа (после обсуждения с классом один ученик выходит, ставит ударения).
Разгово́р, уче́бник, публици́стика, объявле́ние, заявле́ние, нау́чный.
III. 1. Слово учителя
- Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать о лексическом значении слова? (ответ ученика - инд.дом.задание)
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.
2. Постановка учебной задачи
- Какое определение подходит для нашего урока?
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
- А что такое цель высказывания?
-разговор друзей
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
-написание заявления
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.