Цели:
1) образовательная: познакомить учащихся с учебником; показать значение языка как важнейшего средства общения; рассказать о видах общения;
2) развивающая: развивать мышление детей, способность мыслить и сопереживать;
3) воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать чуткость, отзывчивость.
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
– Ребята, возьмите в руки учебники. Наш учебник русского языка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова. Давайте познакомимся с ним поближе.
Как у любой другой книги, у него есть переплёт. А переплёт, если вы не знаете, – это обложка-крышка из картона, в которую вклеиваются все книжные листы. Переплёт у нас зелёного цвета.
Отогните переплёт. Вот он – форзац. Это плотный двойной лист, который склеивает картонный переплёт книги с другими страницами. Форзац защищает их от загрязнений. Здесь мы видим примеры тех правил, которые будем изучать с вами в течение всего года. На заднем форзаце уже другие примеры.
Перелистните. Теперь мы видим титульный, то есть главный, лист. На его оборотной стороне найдите оранжевую рамочку. В этой рамочке есть условные обозначения – значки и рисунки, а рядом с ними – пояснения к ним. Посмотрите внимательно. Если вдруг мы где-то в учебнике, рядом с упражнением, встретим, например, этого весёлого мальчика, значит это интересное упражнение, упражнение-игра.
- А если встретим кружок? Что это будет значить? (Дети отвечают, что это задание, которое предполагает повторение ранее изученного или дополнительное задание. Желательно пояснить детям все обозначения, так как при самостоятельном знакомстве со значками они могут понять не все слова. Так же поступить со звёздочкой и цифрами над словами.)
На странице 295 в помощь поместили памятки: как готовиться к диктанту и изложению, как писать сочинение и некоторые другие. Дальше вы увидите раздел «Пиши правильно!», - там указаны слова, которые нужно запомнить, чтобы не ошибиться при их написании. А в разделе «Произноси правильно!» нам показывают, как надо говорить без ошибок.
Есть в учебнике небольшой толковый словарик. Что такое «толковый словарь»? Это словарь, в котором дается толкование слов. Вот услышали вы какое-то незнакомое, непонятное слово – загляните в этот словарь и прочитайте, что оно значит. «Толковать» - значит «объяснять», отвечать на вопрос «что такое?»...