Особенности русской интонации, темпа речи, жестов, мимики в русской речи...

Особенности русской интонации, темпа речи, жестов, мимики в русской речи.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство
Презентация

1. Что такое интонация? (слайд 2)
В толковом словаре С. И. Ожегова:
Интонация (от лат. Intonare – «громко произносить») – это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения мысли.

Какая бывает интонация? В зависимости от смысла фразы и эмоций, с которыми она произносится.
Попробуйте одно и то же предложение произнести с разной интонацией.
Я сегодня пошёл в школу.
(Слайд 3). Были ли вы когда-нибудь свидетелем того, как животные правильно реагировали на интонацию человеческой речи? Расскажите об этих случаях.
Что будет если сказать животному одни и те же слова, но с разной интонацией?
(Слайд 4). Прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему между его участниками появилось раздражение. Какие нормы речевого этикета нарушены?
А теперь измените диалог так, чтобы тональность общения стала доброжелательной.

Интересный факт (Слайд 5) читаем с экрана.
В XIX веке русские композиторы обратили внимание на то, что человеческая речь, как и музыка, очень мелодична. Речь человека будто наполнена «мелодическим соком», поэтому речевая интонация дает композитору богатый материал для его произведений.
Позже это открытие подтвердили ученые-лингвисты, которые изучали интонацию. Действительно, словесные и логические ударения, связанные с изменением высоты тона, создают сочетание звуков разной высоты – некую мелодию.
Мелодика – важный компонент интонации. Если мы внимательно вслушаемся в произносимые фразы, то сможем зафиксировать мелодику, то есть движение голоса вверх или вниз, а также место мелодического перелома – точку, где это направление меняется: тон голоса начинает подниматься вверх или опускаться вниз.

А как же на письме показать интонацию? (Слайд 6)
,- небольшая пауза, однотипность прочтения.
-значительность и напряжённость паузы, изменение темпа и тона произношения второй части.
. – спокойное понижение голоса и большая пауза в конце предложения
! – подъем голоса
?- интонация нисходящая, восходяще- нисходящая, восходящая.
(Слайд 7). Спишите тексты, правильно расставив знаки препинания.
Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, пробежал по крыше...
Весною степь зелёная
Цветами вся разубрана!

Прочитайте тексты с интонацией.
(Слайд 8). Прочитайте стихотворение. Что в нём не так? Спишите текст, правильно расставив запятые.
… кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи……

Условные обозначения (Слайд 9) Мелодика предложений: прочитать с правильной интонацией.
(Слайд 10)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
(Слайд 11)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь.
(Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...».)
(Слайд 12)
«Ну, я вижу – с тобой каши не сваришь!..»- с сожалением протянул Мишка.
«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» - сказал он таким свесёлым голосом, что у меня словно камень упал с души.
«Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!»- сказала она тихо, но решительно.

Как вы думаете, где может пригодиться знание об интонации и мелодике речи? (выразительное чтение, чтение по ролям, актерам, ведущим...)


2. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство


В русской литературе давно сложилась традиция стилистического использования слов с суффиксами субъективной оценки.
- Как вы считаете, откуда идет традиция использования этих слов? (Из произведений устного народного творчества.)

- Какие вы можете назвать суффиксы оценки? (-к-, -ик-/-ек-, -ок-, -ишк-, -ушк-, -оньк-, -ечк-, -очк-, -ищ-)
- Попробуйте подобрать к любым 3 словам из данных: дом, голос, дед, бабка, жена, ветер, берег, слово, - слова с суффиксами оценки.
Из всех суффиксов оценки чаще всего используются в народно – поэтических текстах уменьшительно – ласкательные морфемы, которые придают текстам особую выразительность.
- «Хаврошечка», «Снегурочка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»... Что показывают эти названия ? (Показывают нежное, любовное отношение к тем, о ком идет речь).
- Какую роль играют слова с суффиксами в следующем древнерусском тексте? (Назовите слова с суффиксами оценки, выделив сам суффикс, затем определить их роль).
Не сиз голубок с голубушкой воркует —
Девица с молодцем речь говорит...
Не кукушечка во сыром бору куковала,
Не соловушка в зеленом саду громко свищет —
Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

(Придают особую выразительность, напевность, неповторимый русский колорит, показывают нежное, любовное отношение к предмету речи).

На доску вывешиваются листы: -ушк- , -юшк-, -иц-, -ц-, -ечк-
-придают напевность
-передают неповторимый русский колорит
-показывают эмоциональное отношение к предмету речи.

Итоги урока.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Д/з индивидуально: подготовить презентацию по теме: "Происхождение названий старинных русских городов"