План анализа поэтического текста
Вариант 1
- Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?
- Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?
- Каким вы представляете себе лирического героя?
- В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?
Вариант 2
- Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
- Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
- Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?
- Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?
- Звуковой фон стихотворения.
- Цветовой фон стихотворения.
- Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
- Категория пространства.
- Особенности композиции стихотворения.
- Жанр стихотворения. Тип лирики.
- Литературное направление (если можно определить).
- Значение художественных средств.
- История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.
Вариант 3
- Автор произведения. Время написания.
- Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?
- Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?
- Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?
- Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?
- Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?
- Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?
- Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?
- Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?
- Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?
- Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?
- Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
- Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?
- Авторская позиция.
- Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?
- Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?
- Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?
Вариант 4
- Внимательно прочитайте стихотворение.
- Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
- сколько предложений входит в него;
- каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
- каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
- Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).
- Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
- Обратите внимание на повторы:
- синтаксический параллелизм;
- лексические и корневые повторы;
- повторы союзов;
- анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
- Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
- в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
- к какому разряду лексики они принадлежат:
- по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
- по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
- по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
- какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
- Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
- выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
- найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
- какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
- определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
- найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
- Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
- Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
- Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Вариант 5
- Дата создания.
- Реально-биографический и фактический комментарий.
- Жанровое своеобразие.
- Структура стихотворения:
- Форма строфы.
- Тип рифмовки.
- Размер.
- Идейное содержание:
- Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
- Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
- Преобладание общественных или личных интонаций.
- Лирический герой. Его характерные качества.
- Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
- Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.
- Сопоставление основных словесных образов:
- по сходству;
- по контрасту;
- по смежности;
- по ассоциации;
- Ведущая тема.
- Основная мысль.
Схема анализа литературно-художественного произведения
- История создания.
- Тематика.
- Проблематика.
- Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
- Жанровое своеобразие.
- Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
- Центральные персонажи.
- Сюжет и особенности строения конфликта.
- Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
- Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
- Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
- Место произведения в творчестве писателя.
- Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.
I. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
- Социальное и материальное положение.
- Внешний облик.
- Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
- характер деятельности и основных жизненных устремлений;
- влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
- Область чувств:
- тип отношения к окружающим;
- особенности внутренних переживаний.
- Авторское отношение к персонажу.
- Какие черты личности героя выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в авторской характеристике;
- через характеристику других действующих лиц;
- с помощью предыстории или биографии;
- через цепь поступков;
- в речевой характеристике;
- через «соседство» с другими персонажами;
- через окружающую обстановку.
III. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Анализ эпизода драматического произведения
Эпизод – это законченный, но не изолированный отрывок из текста, и наша задача — через эпизод увидеть и замысел, и тему, и идею, и позицию автора, его жизненную концепцию.
Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения.
Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, авторским ремаркам, осмысление их роли, значения для образа в целом, в то же время анализ предполагает и обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.
Вы должны:
- охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это — экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
- охарактеризовать героев — участников эпизода;
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
- выявить особенности поведения персонажей; проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков;
- проследить логику развития авторской мысли;
- отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;
- сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
- показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами;
- показать роль эпизода в раскрытии авторского замысла.
Не заменять анализ пересказом!