Насилие над детьми подразумевает любое действие или бездействие взрослых, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку.
Психологи различают:
- Физическое насилие - нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний.
- Сексуальное насилие - использование ребёнка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
- Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребёнка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
- Психологическое насилие (эмоциональное):
Психологическое пренебрежение - последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Психологическое жестокое обращение - унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребёнка.
В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребёнком как унижение.
У ребёнка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:
- Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов, разрыв печени.
- Психологические: жалобы ребёнка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.
- Ребёнок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Помощь ребёнку
Ребёнок, переживший насилие по отношению к себе или членам семьи испытывает сильные чувства (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребёнком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в оцепенении и молчании.
У ребёнка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты произошедшего.
Ребёнок может испытывать чувство вины (считать причиной события своё предшествующее поведение).
Ребёнок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям).
Именно поэтому:
- Дайте ребёнку понять: вам важно то, что он пережил, и вы знали других детей, которые тоже через это прошли. («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).
- Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребёнка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в играх).
- Посмотрите вместе «хорошие» фотографии – это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.
- Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства («Ты чувствовал обиду...», «Тебе было страшно, потому что...»).
- Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность, страх, гнев.
- Помогите ребёнку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки, объясните, что будет дальше).
- Повышайте самооценку ребёнка (чаще хвалите за хорошие поступки).
- Поощряйте игры с песком, водой, глиной, рисование (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).
- Будьте «рядом»: показывайте искреннюю заинтересованность в рассказах ребёнка. Но не будьте слишком навязчивы.
- Обратитесь с ребёнком к психологу!